понедельник, 29 сентября 2014 г.

Забытые игры как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Забытые игры как средство развития речи ребенка с общим недоразвитием речи
Не секрет, что для овладения человеком речью нет надобности в принудительном обучении, но совершенно необходима речевая среда, способствующая возникновению потребности речи.  Известно, что ребенок, выросший без общения с людьми («феномен Маугли») до пяти – шести лет, оказывается в дальнейшем уже совершенно не способным к овладению членораздельной речью.
В свою очередь, отсутствие или недостаточное развитие речи затрудняет социализацию ребенка, вследствие которой он усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. И поэтому на педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, ложится огромная ответственность. Но не стоит забывать, что в детском возрасте на формирование речи большое влияние оказывает и микроклимат в семье. Об этом говорил еще в XVII веке известный церковник и крупный политик Симеон Полоцкий. «Чего дивиться, – так примерно выражался он, - если народится пискленок (цыпленок) да ползает у батьки с маткой вокруг ног по земляному полу, да только и слышит, как они друг другу выкрикивают грубые слова? Так и он сам, подрастет, тем же и откликнется!». Эти слова подтверждают, что еще в давние времена люди осознавали значимость семейного воспитания, в частности его влияния на речь ребенка. С рождения в каждой семье ребенок слышал колыбельные, потешки, прибаутки. Почти в каждой семье была своя Арина Родионовна, которая своими сказками затрагивала самые тонкие материи формирующейся личности.
К сожалению, в век технического прогресса прославленные в литературе бабушки, строят карьеру и времени на сказки для внуков у них не остается. Родители же, высвобождая свое время, занимают ребенка мультфильмами, компьютерными играми  часто сомнительного содержания, не имеющими позитивной направленности и не несущими смысловой нагрузки. Таким образом, лишаясь общения, ребенок теряет мотивацию к речи. А ведь еще 15 – 20 лет назад все дети были во дворах, усваивая от старших правила различных игр и передавая их младшим. Но вдруг дети сели за телевизоры и компьютеры, в лучшем случае родители пристроили их в кружки по интересам, и никто не заметил, как дети перестали общаться, разучились играть и находить самостоятельно себе занятия.  Вспомним забытые игры: «Я садовником родился», «Да» и «нет» не говорите»,  черный, белый не берите», «Краски». Ведь игра не просто развлечение. Д. Б. Эльконин говорил о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов: «От самых элементарных до самых сложных», т. е. игра, являющаяся ведущей деятельностью дошкольника (хотя необходимость в ней сохраняется и в школьные годы), способствует гармоничному развитию психических процессов, интеллекта  и личностных качеств ребенка.
Использование игр в обучении и воспитании особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общее недоразвитие речи II и III уровня речевого развития). У таких детей снижена речевая активность, возникают трудности приема словесной инструкции, наблюдаются ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. Для этих детей характерны нарушения эмоционально-волевой сферы и деятельности общения. У них нередко наблюдаются повышенная психическая истощаемость, раздражительность, возбудимость или заторможенность, апатичность, замкнутость, негативизм.
Очень часто у детей с нарушениями речи отмечаются проблемы развития моторной сферы, проявляющиеся в трудностях переключения с одного вида движений на другой, недостаточной статической и динамической координации движений, недостаточной двигательной памяти и низком уровне произвольного внимания.
Известно, что результативность обучения, коррекции и воспитания напрямую зависит от применяемых методов.
Хороших результатов в решении моторных, психологических и речевых проблем детей с общим недоразвитием речи можно достичь, играя в обычные дворовые игры, способные вызвать стойкий интерес так необходимый для воспитания мотивации дошкольников. Использование педагогами ниже представленных игр в работе с детьми с ОНР, преследует следующие цели:
– развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия;
– развитие общей и тонкой моторики;
– развитие внимания, памяти, мышления и воображения;
– расширение и активизация словаря;
– совершенствование грамматического строя речи;
– развитие навыков речевого общения, диалогической и связной речи;
– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, доброжелательности, ответственности.
Игра «Сон Казака»
Возрастная категория: для детей дошкольного возраста.
Цели игры:
– развитие речевого слуха;
– общей моторики и координации речи с движением;
– внимания, памяти, воображения.
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спевает,
Спать мешает казаку
И кричит: «КУ-ка-ре-ку»?
Один, из стоящих в кругу, кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, то он забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу, мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но недолго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
– Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Игра «Море волнуется раз…»
Возрастная категория: для детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет).
Цель игры: 
– развитие общей моторики и координации движений;
– внимания, памяти, воображения.
Оборудование: могут пригодиться, хотя не обязательно, несколько средних резиновых мячей небольших размеров, надувные шарики разных цветов, разноцветные атласные ленточки длиной не более 1м и многие другие игровые атрибуты. Все зависит от личной фантазии ведущего и участников игры.
Ход игры.
В игре может принимать участие неограниченное количество человек. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущий, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»
Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, временно меняясь с ним местами. Игра продолжается дальше по тем же правилам, причем ведущий может давать самые разнообразные задания, такие как:
«Любая фигура, на месте замри!», или
«Земная фигура, на месте замри!», или
«Воздушная фигура, на месте замри!»
Таким образом, можно изображать представителей различных профессий, животных, птиц, насекомых, самые разнообразные одушевленные и неодушевленные предметы. Игра может продолжаться неограниченное количество времени до тех пор, пока вызывает интерес у ее участников и повышает им настроение, создавая положительный эмоциональный настрой.
Игра «Краски»
Возрастная категория: для детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет).
Цели игры: 
– развитие диалогической речи;
– развитие речевого слуха, внимания и памяти;
– формирование грамматического строя речи;
Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучится:
– Тук-тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит:
– Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!
Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.
При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают вновь.
Правило: покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, если же повторит, то уступает свою очередь другому покупателю.
Игра «Вы поедете на бал?»
Возрастная категория: от 5 лет.
Цели игры: 
– развитие внимания, памяти и воображения;
–  развитие речевого слуха, развитие фонематического восприятия;
– формирование грамматического строя речи;
  – развитие диалогической речи.
Выбирается ведущий и тот, кто будет отвечать на вопросы. Ведущий говорит присловку:
«Да» и «нет» не говорите,
Черное-белое не называйте.
Вы поедете на бал?»
После чего начинается диалог ведущего с игроком на эту тему: на чем поедут, во что будут одеты, с кем поедут, какого цвета будет платье и т.п. Задача ведущего: «подловить» игрока так, чтобы на вопрос он нечаянно ответил «да» или «нет», «белый» или «черный». Если ведущему это удалось, то игрок проигрывает.
Пример диалога «неопытного игрока»:
–  Поеду
–  Вы наденете черное платье?
–  Синее
–  А в карете не жарко в платье?
–  Нет! Ой!
Игра становится интересной, когда все игроки уже приобретут некоторый опыт, и чтобы игрок ошибся, ведущему придется идти на уловки, например, усыпить бдительность игрока простыми вопросами, а потом перейти на провокационные, или же сыпать вопросы, на которые хочется тут же ответить «Нет!»
Вариант ответов более опытного игрока:
–  Возможно
– Вы поедете в карете?
– Скорее всего.
– А карета будет запряжена слонами?
– Какими слонами?! Лошадьми!
– Вы поедете на бал в костюме?
– В восхитительном платье.
– Платье, конечно, желтое?
– Синее.
– Вы будете на балу самой красивой?
– Конечно!
– Вы возьмете с собой жениха?
– Он всегда со мной ездит.
– А как зовут жениха?
– Максим.
– А вы его любите?
– Да. Ой!
Вариант присловки для игры:
Король для вас прислал
Приглашение на бал
«Да» и «нет» не отвечать,
Черный с белым не носить,
Звук «Р» не говорить…
Вы поедете на бал?
В этом случае нельзя также произносить слова со звуком «Р» (любой  другой звук).
Игра «Фанты»
Возрастная категория: от 5 лет.
Цели игры: 
–  развитие внимания, памяти, мышления и воображения;
–  развитие речевого слуха, фонематического восприятия;
–  расширение и активизация словаря;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие диалогической и связной речи.
Ведущий обходит играющих и говорит:
 Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите. Черный, белый не берите. «Да» и «нет» не говорите.
После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет.
Идет примерно такой разговор:
– Что продается в булочной?
– Хлеб.
– Какой?
Чуть-чуть не ответил игрок: “Черный и белый”, да вовремя спохватился и сказал:
– Мягкий!
– А какой хлеб ты больше всего любишь? Черный или белый?
– Всякий.
– Из какой муки пекут булку?
– Из пшеничной.
И так далее. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает ведущему фант. В конце игры те игроки, которые остались без фантов, выкупают их.
Правила:
1. На вопросы необходимо отвечать быстро, ответ исправлять нельзя.
2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.
3. Ведущий может разговаривать одновременно с двумя играющими.
4. При выкупе фантов ведущий не показывает его участникам игры.
Они должны внимательно слушать вопросы ведущего, и прежде чем ответить, подумать. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихи, рассказать короткую смешную историю, вспомнить пословицу и т.п. Самой трудной в этой игре является роль ведущего. Фанты могут выкупаться после того, как проиграет пять человек.
Игра «Я садовником родился»
Возрастная категория: от 5 лет.
Цели игры: 
–  развитие внимания и памяти;
–  развитие речевого слуха;
–  расширение и активизация словаря;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие диалогической речи.
Водящий-садовник шепотом и на ушко присваивает каждому игроку имя – название цветка, а потом произносит хорошо знакомое:
«Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме…» — и называет любой цветок.
Названный цветок должен откликнуться:
– Ой!
– Что с тобой?
– Влюблен(а)!
– В кого?
– В… (далее звучит название любого пришедшего в голову цветка)
Если такой игрок-цветок существует, то он должен откликнуться. Если нет, то водящий снова читает стишок.
Проигравшим считается тот «цветок», который забудет откликнуться или ошибочно среагирует на чужое имя. Такой игрок должен будет выполнить какое-либо задание: спеть песню, прокукарекать – задание-наказание придумывает водящий или вся компания «цветов» совместно.
Подсказка для детей: Игра только кажется простой, а из-за ее монотонности и постоянного повторения одного и того же диалога «проспать» свою партию проще простого. Сохраняйте бдительность!

Комментариев нет:

Отправить комментарий