понедельник, 27 октября 2014 г.

Аппликация из бумаги.

Аппликации из бумаги для детей

Бумага – это превосходный материал для начала детского творчества. Особенно полезны занятия аппликацией из бумаги с детками. Благодаря цветной бумаге и ножницам ребёнок учится различать фигуры, цветовые оттенки, понимать и различать тактильные ощущения. Кроме этого, бумага создает огромный простор для детского творчества.
Виды аппликации из бумаги.
1. Мозаичная аппликация. Она подходит для дошкольников. Ведь для того, чтобы измельчить бумагу на маленькие, но при этом одинаковые по размеру куски бумаги, необходима достаточно развитая моторика рук.
Работа с данным видом аппликации развивает ощущения формы, цвета и мелкую моторику. Чем меньшего возраста ребёнок, тем проще должна быть фигура из бумаги. Должны присутствовать только крупные детали.
Сделать мозаичную аппликацию довольно легко. Нужно лишь взять однотонную плотную бумагу для фона, цветную бумагу для выполнения самой аппликации.
На однотонной плотной бумаге карандашом рисуется контур аппликации, а затем бумага рвется на мелкие кусочки, фон намазывается клеем, а на него наклеиваются кусочки цветной бумаги плотным слоем.
null


2. Объёмные аппликации из бумаги. Для выполнения объёмной аппликации бумага мнется, вырезается нужная заготовка и наклеивается на фон. Нужную деталь также можно накрутить на карандаш и придать изогнутую форму. Таким образом, обычно делаются усики насекомых и лепесточки цветов. Можно дублировать детали. К примеру, для тюльпана вырезать сразу две заготовки для тюльпана, сложить их посередине, склеить соприкасающиеся части. Готовый цветок будет иметь объемный вид с выступающими элементами.
3Аппликация из бумажных колечек. Это еще один тип объёмной работы. Для выполнения аппликации нарезается цветная бумага на тонкие полоски, а из них делаются колечки с помощью бумажного клея. Работа подойдёт как для малышей, так и для детей более старшего возраста. Колечки из бумаги приклеиваются на лист-основу в определённой последовательности. Данный вид аппликации прекрасно подходит для изготовления гусеницы, бабочки, барашка и других персонажей.
null

4Аппликация из бумажных салфеток. Для работы понадобятся клей, салфетки, основа. Салфетки мелко рвутся, скатываются в шарики, на основе рисуется контур фигуры, которая затем вырезается и оклеивается скатанными шариками.
5Аппликации из наклеек. Это, пожалуй, самый легкий вид аппликации. Для работы нужно приобрести в магазине набор наклеек, приготовить лист бумаги. Можно приступать к наклеиванию любимых персонажей в определённом порядке.
Символ 2015 года.

Аппликация из бумаги

Желаю творческих успехов.


Подробнее:http://www.happy-giraffe.ru/community/25/forum/post/45027/

Как нарисовать осень

Осень - излюбленное время года русских поэтов и художников, воспевших ее красоту в своих бессмертных произведениях. И хотя за окном пока еще лето, мы уже сейчас хотим поделиться с вами интересными идеями по поводу того, как можно нарисовать осень вместе с детьми. Возможно, что-то вам понравится и запомнится, и тогда по прошествии меньше чем месяца, когда в парках и лесах будет буйствовать красками золотая осень, у вас не возникнет проблем с тем, чтобы помочь ребенку нарисовать рисунок на тему осень для детского сада, школы или просто для души.

1. Осенние рисунки. Рисуем осенние деревья

Проще всего нарисовать дерево методом выдувания из соломинки. Для этого черной или коричневой краской нарисуйте ствол и несколько веток, стараясь оставлять побольше краски на бумаге. А теперь начинается самое интересное! Возьмите соломинку и выдуйте через нее веточки. У вас получится красивое дерево, которое при этом выглядит очень натурально!


Чтобы сделать его осенним можно:

- нарисовать дерево на заранее подготовленном цветном фоне, выполненном в осенних тонах

осенние поделки

- нарисовать осенние листья ватной палочкой или пальчиками

осенние рисунки


рисуем осень

На последней фотографии дерево нарисовано не методом выдувания через соломинку, а использован готовый распечатанный на принтере рисунок. можно ствол нарисовать самому.

- наделать дыроколом конфетти и высыпать их на участки рисунка, которые до этого надо намазать клеем.
рисунки на тему осень


- при помощи обычного пульверизатора для цветов разбрызгать краску, смешанную с небольшим количеством воды. Если у вас нет пульверизатор, то его заменит старая зубная щетка или жесткая кисточка.

осенний лес

2. Рисуем осень. Рисунки на тему осень

Еще можно попробовать нарисовать деревья не привычной нам формы, а какие-нибудь необычные, замысловатые, сказочные. Например, такие.

рисуем осенний лес
Таким образом можно нарисовать целый осенний лес.

рисуем осенний лес

3. Осенний лес. Рисуем осенний лес

Многие, наверно, знакомы с техникой создания отпечатков листьев на бумаге. Чтобы отпечатать лист, можно использовать абсолютно любую краску, просто получатся немного разные отпечатки. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Покрасить лист можно как краской одного цвета, так и разными цветами.


как нарисовать осень


Отпечатав листики на бумаге, можно сделать открытки или еще что-нибудь интересное. А вот если отпечатать большой лист, то из него получится настоящее дерево!
как нарисовать осень

Желаем творческих успехов. 

четверг, 16 октября 2014 г.

Аппликация - как средство развития мелкой моторики рук.

   На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей  человека - от 3 до 9 лет, когда кора  больших полушарий еще окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев рук отстает, то и речь будет развита не так активно, что помешает малышу в общении со сверстниками. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, то эти серьезные проблемы можно успешно решить. Одним из способов развития мелкой моторики является аппликация. 
  Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы. Итак, давайте рассмотрим, какие виды аппликации бывают.
 1. Аппликация  из бумаги. (самый распространенный вид аппликации )
 2. Аппликация из соломки.
 3. Аппликация из сухих цветов и листьев.
 4. Аппликация из яичной скорлупы.
 5. Аппликация из ваты и тополиного пуха.
 6. Аппликация из семян. 
 7. Аппликация из круп. и т. д.
Я начинаю серию статей про то как вы, уважаемые родители, можете развивать мелкую моторику рук вашего ребенка, его эстетический вкус и воображение при помощи различных видов аппликации. 

                                    Аппликации из сухих растений 

   Осень -  золотая пора. Природа преображается, пестрит разнообразными красками и так тянет в парк, на прогулку!Хочется поймать каждый лучик солнца, дотронуться до каждого листочка и как можно дольше сохранить память о этом чудесном времени года.И поскольку мамы с детьми предпочитают гулять именно в парках, то не поленитесь собрать гербарий – заготовки для будущих аппликаций. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики.
   Как подготовить материал к работе?
Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Соцветия и засушите их , переложив свежей зеленью листья старой и ненужной газеты. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. 
  Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы к работе.
   Предлагаю вашему вниманию несколько шаблонов, которые вы можете использовать для своих творческих работ.
 

  
Это лишь небольшая часть того что можно создать используя эту технику. Уверена, что когда вы добавите свою фантазию и воображение вашего ребенка, то вы получите настоящие шедевры, напоминающие о прекрасной поре - Золотая осень. Желаю творческих успехов.

среда, 15 октября 2014 г.

"Дары Осени"

В нашем детском саду прошла выставка под названием "Дары Осени". Ее участниками были наши любимые дошколята и их родители. Все участники выставки,а также сотрудники детского сада получили массу положительных эмоций. Очень хочется поделиться нашими маленькими творениями с Вами, дорогие наши читатели.













Выражаем огромную благодарность всем родителям, оказавшим содействие в оформлении выставки. Желаем дальнейшего вдохновения и творческих успехов.

суббота, 11 октября 2014 г.

Речевая карта от 4 до 7 лет для детей с ОНР. Н. В. Нищева

Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________
Дата рождения, возраст_____________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________________________
Домашний телефон________________________________________________________
Откуда поступил___________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) _________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)
_________________________________________________________________________
Национальный язык________________________________________________________
Двуязычие ____ ___________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_____________________ протокол № ________________________
принят в логопедическую группу на срок______________________________________
 Заключение ПМПК________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_____________________________________________
Логопед _________________________________________________________________
* * *Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом_______________________________________________________________
на срок___________________________________________________________________
Ответственный за продление________________________________________________
Члены ПМПК______________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопеди­ческой группе с диагнозом_________________________________________________________________
на срок_____________________________________________________________________
Ответственный за продление__________________________________________________ 
Члены ПМПК________________________________________________________________
* * *
Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) ____________________________________________________________
в (тип ДОУ, школы)___________________________________________________________
Ответственный за выпуск____________________________________________________ _
Члены ПМПК________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
до года ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
После года__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы________________________________________________________
____________________________________________________________________________
судороги при высокой температуре____________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ____________________________________________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) _____________________________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)________________________________________________ 
Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)_________________________________________________ 
Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) ________________________________________________
Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)_________________________________________
Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)__________________________________
 Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _____________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр ____________________________________________________________________
Невролог____________________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________
Оториноларинголог__________________________________________________________
Офтальмолог________________________________________________________________
Хирург______________________________________________________________________
Ортопед____________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)__________________________________________________
 Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) _________________________________________________
Первые слова (в норме: около года) ____________________________________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________ 
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________
Занимались ли с логопедом____________________________________________________
Результаты занятий с логопедом________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избира­тельно, проявляет негативизм) _______________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмо­циональная стабильность) ______________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___________________________________________________________
Определение направления звука_______________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма___________________________________________
         с 4 лет                                                с 5 лет                                     с 6 лет
_ _ . .   _______                                 _ _ . . _  ______                    _ _ . . _ _  ______ 
_ . . _   _______                                 _ . . _ _  ______                    . . _ _ _ _  ______
. . _ _   _______                                 _ _ . . .  _______                                   _ . . . _ _    ______
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _________________________________________
 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, бе­лый, розовый, черный) ____________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио­летовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) ____________________________________________
____________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)________________________________
 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)___________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, много­угольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади)______________________________________________________________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа) _____________________________________________________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)______________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)_________________
 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_____________________
 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)________________
____________________________________________________________________________
Складывание картинок из частей:
 4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)______________________
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)____________________________________________________________________
6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) ____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)______ ____________________________________________________________________________
 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи па­лочек)__________ ____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесен­ка» из семи палочек) ____________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двой­ной ряд зубов)__ ____________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере­крестный)___________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укорочен­ное, субмукозная щель) ___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленько­го язычка) ____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, актив­ность, координация движений — заполняется после проведения тестовых уп­ражнений)
4 года______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, пото­пать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______________________________________________________________________
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыг­нуть через небольшую мягкую игрушку)_________________________________________________________________
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к пере­ключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
4 года ______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) _______________________________________________________
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук) ________________________________________________________
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________________________________________
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)____________________________________________________
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ____________________________________________________________
6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) _______________________________________________________________
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)________________________________________________________________
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, челове­ка)______________
 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ ____________________________________________________________________________
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в дру­гую)________________________________________________________________________
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки) ____________________________________________________________________________
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой раз­рез, вырезать круг из квадрата) ____________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после прове­дения тестовых упражнений)
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)____________________________________________________________
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _________________________________________________
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть пра­вую щеку, левую щеку)__________
____________________________________________________________________________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движе­ний, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
 6 лет_______________________________________________________________________
Движения нижней челюсти:
 4 года (открыть и закрыть рот)_________________________________________________
 5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) ____________________________________________________________________
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)______________________________________________________________________
Движения губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)______________
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) ___________________________________________
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубоч­кой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верх­нюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)___________________________________
Движения языка:
4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого угол­ка губ, потом — правого — «маятник»)_________________________________________________________________
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)______________________________________________
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)___________________________________________________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
 4 года______________________________________________________________________
 5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________


Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
 4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ________________________________________
 5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________
____________________________________________________________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, до­машние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транс­порт)________________________
____________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, чита­ет, рисует)_____________________________________________________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)____________ ____________________________________________________________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, поку­патель покупает) ____________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круг­лый торт, квадратный торт)______
____________________________________________________________________________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье)____________
____________________________________________________________________________
 6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; вы­сокий дом, низкий дом)_______________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
 4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра)__
____________________________________________________________________________
 5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_____________________
____________________________________________________________________________
 6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)____ ____________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года (в, на, у)_______________________________________________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)____________________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)_______________________
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) ___________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (по­казать по предложенным картинкам):
 4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)____________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)______________ ____________________________________________________________________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предло­женным картинкам):
4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, по­ливает цветы из лейки) _____________________________________________________________________
 5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)___________________________
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, маль­чик подбегает к дому) ______________________________________________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)______________
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)_____________________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) _________________________________________________
Понимание текста:
4 года (сказка «Репка»)________________________________________________________
5 лет (сказка «Колобок»)______________________________________________________
6 лет (сказка «Теремок»)______________________________________________________
4. Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
 4 года: кот — кит __________________________; дом — дым_______________________
точка — удочка_________________________ ; киска — миска _______________________
 5 лет : мышка — мишка ____________________; почка — бочка ____________________
катушка — кадушка________________________ ; корка — горка_____________________
 6 лет: мышка — мошка _______________________; пашня — башня _________________
сова — софа_______________________ ; крот — грот______________________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
 4 года: коса — коза______________________ ; мишка — миска_____________________
кочка — кошка_______________________ ; малина — Марина ______________________
 5 лет: речка — редька____________________ ; цвет — свет ________________________
челка— щелка________________________ ; рейка— лейка_________________________
6 лет: лук — люк_______________________ ; марка — майка________________________ 
ель — гель________________________ ;плач — плащ______________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года______________________________________________________________________
5 лет_______________________________________________________________________
6 лет_______________________________________________________________________
1. Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
 4 года
Игрушки ___________________________________________________________________
Посуда_____________________________________________________________________
Одежда____________________________________________________________________
Обувь______________________________________________________________________
5 лет
Мебель_____________________________________________________________________
Овощи______________________________________________________________________
Фрукты_____________________________________________________________________
Птицы______________________________________________________________________
 6 лет
Ягоды______________________________________________________________________
Насекомые__________________________________________________________________
Животные___________________________________________________________________
Транспорт___________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года
Ноги_______________________________  спинка стула_____________________________
Руки_______________________________ сиденье стула____________________________
Голова______________________              _______ ножки стула_____________________________
Глаза______________________________ кузов машины____________________________
Уши________________________              ______ колеса машины___________________________
5 лет
Нос_______________________________  рукав ___________________________________
Рот_________________________              _____ воротник_________________________________
Шея________________________              ______ пуговица_________________________________
Живот_____________________________  кабина машины__________________________
Грудь______________________________ руль____________________________________
6 лет
Локоть_____________________ ______ манжета__________________________________
Ладонь__________________________ петля для пуговицы__________________________
Затылок_________________________  фары______________________________________
Висок___________________________  мотор_____________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
 4 года
Мяч, кукла, машинка _________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты ______________________________________________________
 Тапки, туфли, ботинки ________________________________________________________ 
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________ 
Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________ 
Воробей, голубь, сова ________________________________________________________ 
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________________________________________
Муха, комар, бабочка_________________________________________________________
Кошка, собака, корова________________________________________________________
 Самолет, автобус, машина_____________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет
Друг  ___________________ добро ___________________ горе ______________________
горячий ________________  легкий ___________________ длинный__________________
Давать _______________________  поднимать____________________________________


ГЛАГОЛЫ
 4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)_____________________________________________________
Что делает девочка? (Спит) ____________________________________________________
Что делают дети? (Играют) ____________________________________________________
Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают)__________________________________________________
 Что делают машины? (Едут) ___________________________________________________
 5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ 
Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ 
Как передвигается человек? (Ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________
 А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________
 6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)______________________________
А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) _____________________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _______________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)_________________________________________
 А что делает продавец? (Продает) _____________________________________________
 А что делает маляр? (Красит) __________________________________________________
А что делает швея? (Шьет) _____________________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
 4 года
Красный _____________________________ Синий_________________________________
Зеленый_____________________________ Желтый________________________________
Белый_______________________________ Черный ________________________________
5 лет
Красный ____________________________ Оранжевый_____________________________ Желтый_____________________________ Зеленый________________________________ 
Голубой ____________________________ Синий__________________________________
Белый______________________________ Черный _________________________________
6 лет
Красный ____________________________ Оранжевый_____________________________
Желтый _____________________________ Зеленый_______________________________
Голубой _____________________________ Синий_________________________________
Фиолетовый__________________________  Розовый ______________________________ Белый_______________________________ Черный________________________________ Серый_______________________________ Коричневый ___________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
 4 года
Мяч какой? (Круглый)_________________________________________________________
Платок какой? (Квадратный)___________________________________________________
5 лет
Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)__________________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________
Огурец какой? (Овальный) ____________________________________________________
6 лет
Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________
Окно какое? (Квадратное) _____________________________________________________ 
Флажок какой? (Треугольный)__________________________________________________ 
Слива какая? (Овальная) ______________________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное) _______________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
 4 года
Стол — столы
 Кот__________ Дом___________ Кукла___________ Рука___________ Окно___________
 5 лет
Рот — рты
Лев__________ Река___________ Ухо_____________ Кольцо _______________________
 6 лет
Глаз — глаза
Лист___________ Стул__________ Дерево____________ Пень__________ Воробей _____
Употребление имен существительных в косвенных падежах:
4 года
Что есть у мальчика? (Мяч)_________ Чего нет у мальчика? (Мяча)___________________
Кому мальчик дает мяч? (Девочке)______________________________________________
Что ты видишь на картинке? (Машину)__________________________________________ 
Чем рисует девочка? (Карандашом) ____________________________________________
 О ком думает кошка? (О мышке) _______________________________________________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
Шаров _____________ Ключей______________ Берез______________ Ложек__________
6 лет
Карандашей _______________ Листьев ____________ Книг_____________ Вилок______
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (на­звать по картинкам):
4 года
Красный мяч_____________ Синяя шапка_____________ Желтое ведро ______________
 5 лет
Оранжевый апельсин ____________ Голубая бабочка ___________ Белое блюдце______
 6 лет
Фиолетовый колокольчик __________ Серая ворона ___________ Розовое платье______
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
4 года
Где стоит ваза? (На столе) ________________ Где лежат фрукты? (В корзине) __________
У кого мячик? (У мальчика) ____________________________________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) _________________ Где стоит машина? (В гараже)_____
 У кого кукла? (У девочки) ________________ Где стоит коза? (За забором) ____________
Где едет машина? (По дороге) _________________________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (Под столом) ___________ Где летает бабочка? (Над цветком) ________
Откуда вылетает птичка? (Из клетки)_____________________ Откуда прыгает котенок? (С кресла)___________________________________________________________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
4 года
Два кота___________________________ Пять котов________________________________
Две машины_______________________ Пять машин_______________________________
 5 лет
Два мяча __________________________ _  Пять мячей_____________________________
Две розы ____________________________ Пять роз_______________________________
Два окна ____________________________ Пять окон ______________________________
6 лет
Два пня _____________________________  Пять пней______________________________
Два воробья_________________________  Пять воробьев __________________________
Две шали ___________________________  Пять шалей _____________________________
Два ведра___________________________  Пять ведер_____________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми (по картинкам):
 4 года
Стол — столик _______________________ Чашка — чашечка ________________________
Сумка — сумочка ____________________  Ведро — ведерочко ______________________
 5 лет
Забор — заборчик______________________  Носок — носочек ______________________
Лента — ленточка _____________________  Окно — окошечко______________________
 6 лет
Палец — пальчик ______________________ Изба — избушка _______________________
 Крыльцо — крылечко__________________  Кресло — креслице_____________________
Образование названий детенышей животных:
 4 года
У кошки — котенок ___________________   У лисы________________________________
У утки ______________________________   У слонихи ______________________________
5 лет
У зайчихи ___________________________ У волчицы ______________________________
 У белки ____________________________ У козы __________________________________
 6 лет
У медведицы ________________________ У бобрихи ______________________________
У барсучихи _________________________ У собаки _______________________________ 
У коровы ___________________________________________________________________ 
Образование относительных прилагательных:
 6 лет
Стол из дерева (какой?) — деревянный _________________________________________
Аквариум из стекла (какой?) ___________________________________________________ 
Крыша из соломы (какая?) ____________________________________________________ 
Стена из кирпича (какая?)_____________________________________________________ 
Шапка из меха (какая?)________________________________________________________ 
Носки из шерсти (какие?) _____________________________________________________
Сапоги из резины (какие?)_____________________________________________________
Крепость из снега (какая?) _____________________________________________________
Лопатка из металла (какая?)___________________________________________________
Сок из яблок (какой?) _________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных:
 6 лет
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_____________________________________________
Туфли мамы (чьи?)___________________________________________________________
Усы кошки (чьи?)____________________________________________________________
Хвост лисы (чей?)____________________________________________________________
Берлога медведя (чья?)_______________________________________________________ 
Гребень петуха (чей?)_________________________________________________________
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает маль­чик?» по картинкам):
 6 лет
Мальчик выходит из дома. ____________________________________________________
Мальчик отходит от дома. _____________________________________________________ 
Мальчик подходит к магазину. _________________________________________________ 
Мальчик переходит улицу. ____________________________________________________
Мальчик обходит лужу. _______________________________________________________ 
Мальчик входит в дом. _______________________________________________________
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
 6 лет
Девочка строит домик.  _______________________________________________________
Девочка построила домик.  ____________________________________________________
Мальчик красит самолет. _____________________________________________________
 Мальчик покрасил самолет. ___________________________________________________

3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
 4 года
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Ко­тенок любил играть с Катей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок:
6 лет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опо­рой на наглядность):
4 года
Кот__________ Вода___________ Стук _________________ Мост ____________________ Спина_____________ Банка____________  Фантик____________ Ступенька____________
 5 лет
Самолет______________ __ Скворец__________________ Фотограф__________________
Микстура_______________ Парашютист _____________ Погремушка ________________
Сестренка развешивает простыни.______________________________________________
В универсаме продают продукты._______________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку.______________________________________________
 6 лет
Тротуар _____________________________ Градусник______________________________
Фотоаппарат ________________________ Экскаватор ______________________________ Виолончелист_______________________ Регулировщик____________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.__________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._____________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
____________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные иска­жения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
 4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']_____________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[й]._________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
 [р], [р']_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
 [й].________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[Ч], [Щ]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
 [р], [р']_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
                6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_____________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']______________________________________________
____________________________________________________________________________ 
[в], [ф], [в'], [ф']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [й]._________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________
____________________________________________________________________________ 
[ш], [ж]_____________________________________________________________________
 [Ч], [Щ]_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
 [р], [р']_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Состояние дыхательной и голосовой функций
4 года
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ное, смешанное)_________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса___________________________________________________________
 5 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ное, смешанное)_________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса____________________________________________________________
6 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюш­ное, смешанное)________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса____________________________________________________________
6. Особенности диафрагмальной стороны речи
4 года
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
5 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
6 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического ана­лиза и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года
ба-па _________________________                         па-ба___________________________
га-ка__________________________                        ка-га____________________________
да-та_________________________                          та-да___________________________
ма-ба________________________                           ба-ма___________________________
ва-ка________________________                             ка-ва___________________________
ня-на________________________                            на-ня___________________________
5 лет
ба-па-ба______________________                           па-ба-па_________________________
да-та-да______________________                            та-да-та_________________________
га-ка-га______________________                             ка-га-ка_________________________
за-са-за______________________                            са-за-са_________________________
та-тя-та______________________                             тя-та-тя__________________________
6 лет
са-ша-са_____________________                             ша-са-ша_________________________
жа-ша-жа____________________                             ша-жа-ша_________________________
са-ца-са_____________________                              ца-са-ца__________________________
ча-тя-ча_____________________                              тя-ча-тя__________________________
ла-ля-ла_____________________                               ля-ла-ля__________________________
Выделение начального ударного из слов:
 5 лет
Астра ______________________                              арка _____________________________
Осень ______________________                              озеро 
Улей  ______________________                               уши______________________________
Иглы ______________________                                             искры____________________________
Выделение конечного согласного из слов:
 6 лет
Кот  _______________________                                суп _______________________________
Сом _______________________                                лимон _____________________________
Мох________________________                              сок________________________________
Выделение начального согласного из слов:
 6 лет
Мост  _________________________        банка ______________________________
Пол __________________________             тапки ______________________________
Дом __________________________         нос ________________________________
Вода   ________________________          фартук _____________________________
Кот  _________________                            год   _________________                               хлеб______________
Определение последовательности звуков в слове:
6 лет
Кот  _______________________                                 вата__________________________
Дом _______________________                               дубы _________________________
Определение количества звуков в словах:
6 лет
Бык ________________________                               вата____________________________
Дом ________________________              банан __________________________